|
Святой Иоанн Лествичник отмечает, что лукавый – диаволу соименник (ну,
тезка то есть). Мы же молимся: “но избави нас от лукавого”.
Лицемерие – то же лукавство. Святое Евангелие преисполнено и, можно сказать,
насквозь пронизано такими случаями, когда Господь обличает лицемеров. Говоря
о загробной участи грешника, Спаситель произносит следующие слова: “И подвергнет
его одной участи с лицемерами”. А что там будет, об этом мы по контексту
знаем…
И вот наблюдается в церковной среде такой парадокс: казалось бы, эта самая
закваска фарисейская должна давно уйти туда, “в историю”. Но, увы, всё
не так.
Где больше этой закваски (только не новой, а “старой”), – в народе, или
среди его духовных вождей, – это вопрос очень не простой.
А теперь, как и в случае с капитализмом в Церкви, поговорим о “церковном”
лицемерии на отдельных примерчиках.
Об осуждении священника
Осуждать
священников – тяжкий грех. И вот, многие достопочтенные старцы советуют
так: когда видишь священника согрешающего, придумывай какие угодно оправдания,
только не осуждай. Этот принцип есть принцип икономии, который попросту
сводится к следующему: лучше сделать меньший грех, чем больший. Да, действительно,
то лицемерие, в которое мы впадаем, когда оправдываем священника, является
менее тяжким грехом, чем осуждение служителя Таин Божиих. И всё-таки лучше
найти какой-то другой способ не впадать во осуждение.
Ложь конь во спасение
Метод,
используемый в предыдущем примере, в народе называют “ложью во спасение”
или “святой” ложью. Но мы должны понимать, что ложь никогда не может быть
“святой”. Мы знаем, кто является отцом лжи.
Некоторые особо остроумные “святые лгуны” ссылаются на 17 стих 32ого псалма “ложь
конь во спасение”. Но для того, чтобы обезоружить этих “святых лгунов”,
достаточно посмотреть хотя бы русский перевод этого же стиха: “ненадёжен
конь во спасение”.
Самообман
Говоря о лицемерии, необходимо рассмотреть такой частный его вид, как самообман.
К безобидным разновидностям самообмана можно отнести, например, русский
народный обычай пить чай “вприглядку”. К небезобидным можно отнести тот
самый приём, который используется для того, чтобы только не осуждать священника.
Конечно, мы избегаем большего греха, однако же, протягиваем ручку отцу
лжи! Не в похвалу себе говорю, что я указанным выше старцевым приёмом не
пользуюсь. Почему не пользуюсь, Вы сможете понять, когда прочитаете страницы,
посвящённые кое-каким конфликтным ситуациям.
Но любитель самообмана никогда не может ограничиться собственно только
самообманом. Неизбежно, обманывая себя, он начинает обманывать и других.
Остроумные ответики
Один из видов лжи, очень распространённый в круга Церковных, это та ложь,
которую мы совершаем, когда даём ошарашивающий остроумный ответ нашему
собеседнику на его справедливые возражения (или, наоборот, делаем ошарашивающее
остроумное возражение нашему собеседнику на его справедливые утверждение).
При этом, мы сами-то понимаем, что собеседник наш прав, но по причине нашего
“остроумия”, по причине нашего
умения спорить, мы сможем ему “логически”
доказать, что он не прав. В мире сем “добродетель” умения спорить почитается
весьма высоко. Ведь спорщик-профессионал может кому угодно доказать что
угодно, добиться от кого угодно чего угодно и когда угодно. Те, кто умеют
и любят спорить, сами это прекрасно понимают.
Эти мелко-пакостные остроумные
ответики звучат красиво и убедительно, и построены они таким образом,
что доказать их лживость не очень просто.
Часто мы сами понимаем, где находится дырка в наших рассуждениях, но собеседнику
нелегко опровергнуть наш “довод”. Особенно, если мы сопровождаем изложение
нашей “мысли” какими-нибудь вертлявыми интонациями голоса или наше выступление
вызывает одобрительную реакцию у тех, кто нас слушает.
Следует подчеркнуть, что те, кто профессионально умеют спорить, вовсе не
нуждаются в том, чтобы во время разговора перебивать собеседника. Профессионал
выслушает собеседника с потрясающим спокойствием, очень ровно и очень уверенно
(он же умеет себя вести!). Зато после того, как выслушает собеседника,
исказит и даже извратит его мысль до полной неузнаваемости. Собеседник
попытается что-то возразить, но спорщик-профессионал с новыми возражениями
сделает то же, что и с предыдущими. Собеседник может начать возмущаться,
перебивать профессионала, а тот будет очень спокойно и очень уверенно делать своё
грязное дело.
Традиционно принято говорить о том, что перебивать собеседника в разговоре
– признак гордости. Да, несомненно. Когда мы не даём собеседнику высказать
своё мнение – это наша гордость. Но мало, очень мало кто говорит о том,
признаком чего является поведение профессионала-спорщика. Припоминаю, что,
вроде бы, в письмах Валаамского старца схиигумена Иоанна есть приблизительно
такие слова: “Гордости свойственно в разговоре настаивать на своём, с другим
согласиться не хочет”. А спорщик никогда не согласится с мнением собеседника.
Для него это унизительно. Где-то в глубине души он понимает, что в чём-то
он и не прав, зато у него всегда есть что возразить. Ему никогда не бывает
“нечего сказать”…
“Остроумные ответики” – это тема, достойная отдельной страницы. Надеюсь,
что такая страница со временем появится.
Среди таких ответиков можно выделить целый класс “стандартных” ответиков.
Вот парочка ответиков из упомянутого класса:
«С Богом на “Ты”!»
Иногда бывает слышно в разговоре (в разговоре только, конечно, не задушевном,
а, скорее, при выяснении отношений) некоторых православных христиан:
– Не тыкайте мне, пожалуйста! Я же к Вам на “Вы” обращаюсь!
– Ну и что? С Богом на “Ты”!
Такой ответ звучит грубо и кощунственно. Кощунство над религиозным чувством,
над тем состоянием души человека, которое он испытывает когда обращаемся
к Богу. Это состояние души называется благоговением. Этот термин чисто
религиозный, его нельзя перевести на обычный наш мирской бытовой язык,
ему нельзя дать, оперируя теми понятиями, которые понятны мирскому человеку.
Любовь к Богу – это вершина всех добродетелей, это величайший дар Божий,
которого сподоблялись святые Божии человеки. Достижение таковой добродетели
есть весь путь нашей жизни. Когда мы обращаемся к Богу, мы всегда должны
помнить о том, что делаем это не так, как должно, т.е. не всем сердцем
своим, не всей душею своею и не всем помышлением своим.
Когда мы обращаемся к Богу, нам следует отлагать всякое постороннее житейское
попечение, всякую постороннюю мысль. Каждый из нас, обращаясь к Богу, должен
помнить о том, как велик Бог, как Он чист и свят, и как ничтожен и мелок
я, как я загрязнён грехом, как Бог любит меня, и как я делаю сам себя недостойным
Его любви.
Это состояние души (если оно, конечно, есть у человека), души устремлённой
к Богу, не может быть выражено никаким личным местоимением. Это благоговейно-трепетное
“Ты” не сравнится ни с каким нашим “Вы”. И уж тем более не сравнится с…
хамским “ты”!!! Кощунство!
А теперь, господа любители острого словца, ответьте, пожалуйста, на следующие
вопросы:
1.Можно ли в процессе недружелюбного
разговора или спора возразить собеседнику такими словами?
2.Будет ли грубиян выслушивать такие
рассуждения?
3.Сам грубиян, который использует
формулу «С Богом на “Ты”», он даёт себе отчёт в том, что применяет эту
формулу, мягко говоря, неправильно и делает это, мягко говоря, не с целью
“приблизить к себе” собеседника и “согреть” его любовью о Господе?
4.Насколько вообще это честно так
поступать, когда я знаю, что во-первых, применяю данную формулу, мягко
говоря, неправильно, во-вторых, веду себя так, что моему собеседнику будет
ну просто противно в таком разговоре, оперируя возвышенными религиозными
понятиями, мне возражать, в-третьих, сам понимаю, с какой целью это делаю?
Самое интересное в том, что этот грубиян незнакомым людям или младшим сам
не позволит ему тыкать. А с Президентом будет наверняка разговаривать на
“Вы” (хотя и с Богом на “Ты”).
«Где просто, там Ангелов со сто,
а где мудрено, там ни одного!»
Ну этот ответ является наиболее стандартным и наиболее остроумным. Это
же слова святого преподобного Амвросия Оптинского! Но как эти слова традиционно
принято применять? Они используются, как неотразимое простонародное оружие
против образованных людей. Начнёт кто-нибудь как-то сложно рассуждать,
– бабах ему в лицо этими словами, и уже тому человеку сказать нечего.
Тем не менее, образованный народ в Церкви нужен. Это просто, как “дважды
два”. Но что следует понять (если способны) тем приятелям, которые любят
использовать слова Старца Амвросия, как булыжник (среди пользователей Интернета
таких людей нет, но это не означает, что здесь об этом писать не следует)?
Наверно, им следует понять то, что простота бывает истинной, Христовой
и ложной, лицемерной. Истинная простота всегда тиха, мирна, воздержна,
боящаяся Бога. Ложная простота – наоборот – воинственна. И
девиз её воинствования звучит так: “Раз у меня тараканьи мозги, то нехай
у всех такие же будут!”.
И у меня был соблазн зашвырнуть таким “булыжником” в моего критика раба
Божия Виталия (см. сообщение в гостевой книге от 11.06.02). Но я не захотел
этого сделать, т.к. его замечания были справедливы.
_______
Пока на этом всё (пока!). Конечно, на таких примерчиках довольно сложная
тема о “церковном” лицемерии раскрыта быть не может. Хотя здесь уже есть
такие мысли, которые по существу неоригинальны, но об этом почему-то никто
не говорит и не пишет. А зря.
наверх |
|