О религиозном благоговении
        Народ Божий - носитель благоговения.
        Те, кто призван пасти народ Божий, должны иметь благоговения гораздо больше, чем его имеет народ…
        Вспомните, Всечестные Отцы, дорогие братья и сестры, кого рукополагает Архиерей?

Благоговейнейшаго иподиакона во диакона…
Благоговейнейшаго диакона во пресвитера…

        Показывая очередную одежду, в которую облачается ставленник, Владыка спрашивает нас: "Аксиос?" ("достоин?")
        А мы все устами хора отвечаем: "Аксиос, аксиос, аксиос!!!" ("достоин, достоин, достоин!!!") Это не просто хор поёт: это мы устами хора отвечаем!
        Отсюда следует, что все миряне в праве ожидать от клириков (особенно от старших клириков!) достойного, т.е. благоговейного поведения.
 
Ссылки для передвижения по сайту и разделу:
Главная страница
О конфликтных ситуациях между отдельными чадами Православной Церкви, имеющими разное духовное звание.
Иерархия служителей Православной Церкви.
Ответственность священника при конфликтах
Конфликт между священником (диаконом) и чтецом
 

      Благоговение - это чисто религиозное понятие. Иногда интеллигентные светские люди употребляют это слово ("Я благоговею перед ним / перед ней", "Я благоговею перед этими высокими идеалами / перед этим возвышенным искусством" и так далее).
      Но как вне Духа Святаго духовности нет, так и вне православия нет, и не может быть благоговения.
      Слово "благоговение" непереводимо с религиозного языка на светский язык. Благоговение - чисто религиозное понятие.
      Отношение религиозного человека к Богу невозможно сравнить ни с каким отношением человека к человеку (или к какому-то идеалу, к какому-то искусству).
      И, тем не менее, я попробую это сделать на своём скромном сайте. Сразу отмечу, что это будет весьма примитивно, и не только примитивно, но даже на уровне детского лепета… И даже самые грамотные пользователи Интернета, будь они заслуженными докторами наук, не смогут до конца (подчёркиваю, до конца) раскрыть смысл этого понятия во всей его полноте и глубине.
      Бог - Творец и Промыслитель всего… Всего существующего, в том числе, и меня.
      Он не только создал меня, но и пострадал за меня на Кресте… Он и поныне оказывает мне Свои благодеяния, которых я
во-первых, не заслуживаю,
во-вторых, не замечаю,
в-третьих,  за эти благодеяния Его не благодарю…
      А Он - Творец - ждёт моего к Нему обращения, Он ждёт, когда я - скверный и грязный грешник - всем сердцем своим, всей душею своею и всем помышлением своим устремлюсь к Нему… А я устремлён от Него в противоположную сторону…
      А теперь подумаем о том, что должен осознавать каждый человек, обращаясь к Богу? Бесконечное, совершенно невообразимое и неосознаваемое человеческим умом величие Божие и полную ничтожность свою перед Ним. И не только ничтожность, но и запачканность свою и неблагодарность…
      Каково должно быть отношение человека к Богу? Любовь к Богу? Да! Но это - не обычная наша человеческая любовь в нашем человеческом понятии. Страх Божий, боязнь своими грехами и даже своими мыслями оскорбить Величие Божие? Да! Но и это не имеет полной своей аналогии в нашей земной жизни. Благодарность Богу? Но как может ограниченный человек выразить свою благодарность Бесконечному и Непостижимому своему Создателю в полной мере?
      И к какой вообще категории понятий можно отнести понятие благоговения? Что это - чувство, настроение ума, или это - какое-то общее состояние всего человека в целом (здесь речь идёт, конечно, о том, когда благоговение у человека есть), или нечто иное, превосходящее наше сознание?
      Несомненно, благоговение есть дар Божий.
      Но если у нас нет благоговения, в этом наша вина, именно наша вина.
      Мы должны просит у Господа Бога, чтобы Он научил нас благоговению. Благоговению к святыне, благоговению к Богослужению, благоговению ко всему Церковному, и, кстати, благоговению к священному сану.
      Но что касается последнего из перечисленных, то как часто нам приходится в жизни наблюдать, что сами лица, посвящённые в этот сан, благоговения к этому сану, простите, не имеют… С болью пишу!!! За такие слова меня начнут обвинять в хамстве, а я, простите, пишу это с болью, с глубокой сердечной болью, а не с хамством. Видит Бог, что я искренне почитаю священный сан и никогда не ставлю перед собой цель нахамить иерею.
      Говоря о благоговении, можно было бы вспомнить о том, чему нас когда-то учили в Семинарии - применить к этому понятию катафатический и апофатический подход: что есть благоговение, и что не есть благоговение. Но я бы не хотел пытаться сейчас начинать рассуждать на тему того, что благоговение есть. Поговорим лучше о том, что благоговение несть, т.е. давайте с Вами применим апофатический подход.
      Итак, где нет благоговения? Там, где присутствует кощунство, кощунственные шутки и анекдоты, остроты с цитатами из Священного Писания… Но об этом я должен был говорить не сейчас, а несколько лет тому назад, в третьем и в четвёртом классе упомянутого мною Учебного Заведения, когда каждый его учащийся мог выражать вои мысли в слух по окончании утренних и вечерних молитв (я имею в виду обычную нашу учебную проповедь)… Там мне, правда, возразили, что и ты - такой же, как все, посмотри на себя, вспомни, как ты сам всуе цитируешь и Писание, и Богослужебные тексты. И хорошо, если бы только этим дело окончилось…
      Но что я сейчас делаю и зачем? Выношу сор из избы? Нет! Я другую цель перед собой ставлю! Я хочу, чтобы этого сор было поменьше. Но я отвлёкся от ответа на затронутый мною вопрос. Где ещё нет благоговения? Там, где дрязги, склоки, раздоры! Там где плетутся интриги! Там, где насмешки людей друг над другом!
      Про интриги, конечно, можно было бы отдельную страничку, и даже целый раздел на сайте создать, но про насмешки разрешите мне сказать прямо здесь и прямо сейчас!
      Самый гнусный вид насмешек - это то, когда люди над кем-то начинают смеяться прямо в глаза! Это то, чего вообще быть не должно в православной среде!!!
      Но к чему я об этом обо всём пишу? Не с целью, конечно, выносить сор из избы… Но чем меньше сора в избе, тем лучше! Однако, как Вам кажется, дорогой читатель, что должен делать православный христианин, когда в его присутствии священник поливает грязью и насмешками другого православного христианина? Самому принять участие в этих насмешках? Некоторые верующие именно так для себя и решают этот вопрос…

наверх

 
 Форум  Гостевая книга  pricht@narod.ru  Анонимное сообщение
Hosted by uCoz