Иерархия служителей Православной Церкви

            На составление этой страницы меня подвигнул раб Божий Андрей, написавший сообщение на форум. Я, автор настоящего сайта, лично благодарен ему за такое сообщение, т.к. за время моего отсутствия на сайте на него в принципе мог бы ответить любой другой посетитель.
            К сожалению, другие посетители пока не отвечают на вопросы, задаваемые на форуме. В частности на вопрос раба Божия Олега я тоже вынужден отвечать сам.

 

Ссылки для передвижения сайту:
Главная страница
О субординации служителей Церкви при участии в Таинствах
Что такое Хиротония и Хиротесия. (упрощённо)
Что такое клир ?иЧто такое причт ? (в Православной Церкви)
 
             С чего начинать повествование?
            А, может быть, не с чего, а с Кого начинать? Кто стоит на вершине Иерархии? 
            Само слово “Иерархия” означает “Священноначалие” (отсюда происходит и слово “Иерарх”, т.е. “Священноначальник” – синоним слова “Архиерей”, т.е. “начальник над священниками”).
            Это понятие свято для нас, ибо во главе его стоит “Иерей во век по чину Мелхиседекову”, т.е. Сам Господь и Бог наш Иисус Христос. Он - не только Глава всей Церкви во всей её полноте, Он - и Основатель всей Церкви Земной, Основатель и, если хотите, Учредитель всей Её Иерархии, поставивший первых её начальников собственноручно!!!
             При Свой земной жизни Он имел 12 учеников, или 12 Апостолов. Святые Апостолы передали полномочия своего служения первым епископам христианской Церкви. Заметим, что первоначально епископ и священник (или пресвитер) – это было одно и то же. Впоследствии епископы стали рукополагать себе в помощь пресвитеров, отличающихся от них только отсутствием права поставлять других служителей Церкви, при наличии права совершать все остальные Таинства. Таким образом произошло отделение друг от друга двух самостоятельных иерархических степеней, составлявших в Апостольские времена единое целое. Под этой степенью ещё в Апостольские времена была установлена степень диакона (роль и значение которой в Древней Церкви была, однако, иной, чем сейчас).
              Уже ко второму веку образовалась та иерархия Священнослужителей, которую мы наблюдаем сейчас:
Епископ,
Пресвитер,
Диакон.
Правом поставления других священных лиц обладает только Епископ.
              Эти три священные степени в сегодняшней Церкви называются степенями священнослужителей или степенями священства. Что касается первого наименования этих степеней, то здесь особые комментарии не нужны. Можно только добавить, что лицо, посвящённое в любую из этих степеней, называется священнослужителем (по принципу: масло масленое). Небольшая тонкость, правда, тут есть: как быть с Епископом? Некоторые его относят к священнослужителям, а некоторые не относят (говоря, что он старше, чем священнослужитель). 
               Что касается второго наименования этих степеней, то здесь можно поставить вопрос так: только ли эти степени являются степенями священства? Большинство посетителей сайта скажет утвердительно: “Да!”. И ещё прокомментирует: “Первая степень священства – диакон, вторая – пресвитер, третья – епископ”. Да я помню сам, как мы на уроках сравнительного богословия критиковали католиков: “У них Папа Римский – четвертая степень священства!” А я сам от себя добавлял: “и четвертое лицо… Пресвятой Троицы”. Но на самом деле попытка детерминировать всё и вся – это тенденция не православная, а католическая. А у нас так: ну есть небольшие разногласия в терминологии, ну и пусть будут. И это не по халатности нашей (и не по примитивизму…). 
                Тем, кто утверждает, что формула “Первая степень священства – диакон!” – единственно правильная формула, могу напомнить слова Архиерея при Хиротесии во чтеца: “Чадо! Первый степень священства чтеца есть!” (см. Чиновник Архиерейского служения). Противоречат ли эти две формулы одна другой? Для того, кто склонен всё детерминировать, конечно “да!”…
                 Итак, с иерархией священнослужителей, будем считать, что мы разобрались (для первого обхода):
Священнослужители

                 Теперь поговорим о более низших служителях Православной Церкви.
                 Ещё в Древней Церкви (четвертый век, или ранее) была степень иподиакона. Иподиаконы приготавливали Священные Сосуды для служения Литургии. Они имели право прикасаться к пустым Священным Сосудам, т.к. в Древней Церкви иподиаконы были не простые, а хиротонисанные. При Хиротесии во иподиакона им давалось право прикасаться к пустым (и только к пустым!) Священным Сосудам. В современной Церкви иподиаконы прислуживают при Архиерейском служении, причем они, как правило, – нехиротонисанные. Хиротесию во иподиакона совершают ныне прямо непосредственно перед Хиротонией во диакона, зачастую в тот же самый день. 
               После степени иподиакона следует степень чтеца. Она появилась в третьем веке. Как говорится, масло масленое, чтец читает. Ему при Хиротесии вручается Апостол, и не только вручается, но даётся прочитать из него. Есть такое поверие  (надо полагать, что это – не суеверие), что эти слова из Апостола будут иметь отношение к его дальнейшему служению (нет специальных каких-либо стихов, которые он должен прочесть, Архиерей сам выбирает эти стихи наугад, как он захочет). Чтец является также и свещеносцем, т.е. носит свещу (свечу). 
              Вот здесь я бы хотел обратиться ко всем, кто был на уроках в Духовной Семинарии более внимателен, чем я грешный, или просто более начитан в соответствующей литературе. Подскажите, отцы: нам говорили, что проповедь с Амвона разрешена служителю Церкви “начиная от чтеца, но не ниже” (и только в Духовных школах она допускается в виде исключения до Хиротесии). Но я не могу найти, откуда взяты эти слова. В “Книге Правил…” я их не нашел. Я не считаю чем-то зазорным просить у своего читателя подсказки для собственного повествования. Интернет – не книга, а живое общение людей друг с другом, хотя и посредством неживой материи – техники. 
             В современной Церкви чтецов, как правило, не посвящают Архиерейским посвящением. Они так и исполняют свои обязанности без посвящения. Исключения следующие:
1. В последнем классе Духовной Семинарии.
2. Непосредственно перед Хиротонией во диакона.
3. В некоторых епархиях Русской Православной Церкви есть (или был недавно) обычай посвящать штатных чтецов при храмах.
            В Древней Церкви была степень певец. Над певцом совершалась Хиротесия тем же чином, что и над чтецом. Но чтец считался старшим певцом. 
           В современной Церкви читают не только посвящённые Архиереем чтецы, а поют вообще непосвященные певцы. Да и часто, вообще некрещёные. Поэтому сейчас певцы не считаются клириками. Регент (начальник хора) однако считается клириком.
           Относительно богослужебного поминовения чтецов и певцов.
Лично я поминаю с добавлением слова чтец исключительно только хиротонисанных чтецов. Если кто мне напишет по E-mail или на форум или в гостевую и назовёт себя чтецом, я буду воспринимать его, как хиротонисанного чтеца. Прошу это учитывать и в заблуждение меня не вводить. 
             Соответственно чтецов нехиротонисанных я поминаю, как просто рабов Божиих, без добавления слова “чтец”. Певцов я поминаю без добавления слова “певец”. Пока увидеть хиротонисанного певца я ещё не удостоился. Но если представится такая возможность – очень буду рад.
             Некоторые лепят в записках для поминовения слово “чтец” и “певец” (иногда в искаженной форме “певчий”) направо и налево. Я с ними не согласен. Я склонен к тому мнению, которого придерживается мой епархиальный Архиерей.
            Далее следуют пономари. Пономарь – это не звание, а только должность. Пономарь разжигает и подаёт кадило, носит свещу, подаёт теплоту и так далее. В современных приходских храмах я только в одном удостоился видеть живого пономаря, который был исключительно только пономарём, а не чтецом. В монастырях такие кое-где есть.
            В современных храмах должность чтеца и пономаря, как правило совмещена. Т.е. чтецы не только читают в храме, но и прислуживают при Богослужении.
            Ктиторы или старосты храмов также являются клириками. Но они совсем не обязаны участвовать в Богослужении.
           Лично я смотрю так: если ктитор не только не посвящён ни в какую степень, но даже и не прислуживает при Богослужении, то он иерархически ниже, чем пономарь (за исключением, конечно, хозяйственных работ: в монастырях бывает так, что, извините, архимандриты работают на коровнике, а руководит ими какой-нибудь послушник [он их смиряет…], но это – не Богослужебное старшинство, не иерархическая субординация, а, так сказать, бытовая). Попробуйте доказать, что я здесь не прав. Будет интересно. А ведь некоторые батюшки с целью смирить чтецов специально предоставляют слово на банкете сначала старосте (зачастую женского пола), а потом уже чтецу (независимо от того, хиротонисанный он, или нет). Тоже смиряют… Но надо помнить, что трапеза – это продолжение Богослужения. Да, да! Именно так! Вспомните Древнюю Церковь! И наша субординация за трапезой должна соответствовать нашим иерархическим взаимоотношениям, а не взаимоотношениям на коровнике. Напомню священникам (простите за дерзость, но я обязан это сделать), что они не имеют право совершать ни Хиротонию, ни Хиротесию. И не имеют право лишать чтеца его Хиротесии, как они часто, простите, это делают, поминая за Богослужением Хиротонисанного чтеца без указания его духовного звания.
             Теперь, что называется “для первого обхода” уже достаточно сказано о низших служителях, которых мы называем церковнослужителями:

Церковнослужители



          Теперь совершаем второй обход. Перед нами общая структура всей Иерархии служителей Церкви Христовой.

          Все служители подразделяются на Иерархию и клир. Здесь под словом Иерархия подразумевается не принцип подчинения одних служетеле другим служителям, а собственно сам Епископат. Напомним, что слово "Иерархия" означает "Священноначалие" (см. выше).
           В Русской Православной Церкви Епископ непременно должен быть монахом. В некоторых Поместных Православных Церквах Епископ может быть просто неженатым, но необязательно иметь монашеский постриг. Все остальные лица могут быть женаты (один раз).
           Отвечая на вопрос нашего собеседника на моём форуме раба Божия Олега разрешите добавить, что в католичестве не только Епископ, но даже и священник не может быть женатым.
           Что касается того, почему православный Епископ не может быть женатым, то это делается для того, чтобы его дети не могли претендовать на Церковное имущество.
          Отметим, что вступать в брак разрешается от чтеца и ниже, т.е. тем служителям, которые не имеют право прикасаться к Священным Сосудам (даже и к пустым, как хиротонисанные иподиаконы). Любой служитель, посвященный в степень от иподиакона и выше, не имеет права вступить в брак, если не был женат до своего посвящения в эту степень. Чтец имеет право вступить в брак после Хиротесии.

            Отметим ещё, что лица, вступившие в брак дважды (после крещения) уже не могут быть посвящены ни в какую степень. Они и не имеют права входить в Алтарь.

             Теперь подготовимся к третему обходу иерархической структуры.
             Мы знаем понятия двух видов преимущества одних служителей над другими. Есть преимущество старшего, а есть преимущество первого среди равных.
            Патриарх, Митрополит, Архиепископ и Епископ равны по благодатным дарованиям. Все они имеют степень священства “Епископ”. Но преимущество одних перед другими следует в указанном порядке. Что это за преимущества? Это преимущества “первого среди равных”. Правда сказать, с Архиепископом и Митрополитом не всегда везде одинаково обстоят дела. Архиепископ может быть выше или ниже Митрополита (в Русской Православной Церкви – ниже). Но опять разрешите подчеркнуть, что здесь выше и ниже – субординация первого среди равных, а не старшего по степени священства.
              Чем отличается Епархиальный Архиерей от Викарного и каковы преимущества Первосвятителя (для Русской Православной Церкви – Патриарха) перед другими Иерархами данной Поместной Церкви, разрешите оставить для следующего обхода и следующего обновления. Относительно Первосвятителя разрешите упомянуть в этой редакции страницы только один факт: в Православии нет единого земного Первосвятителя, стоящего над всеми Епископами всей Православной Церкви. Есть только Первосвятители в каждой отдельно взятой Поместной Церкви. Церковь, пребывающая во веки, должна иметь и Главу, пребывающую во веки, то есть Христа. Сам Господь Иисус Христос есть Первоверховный Архиерей всей полноты Православной Церкви.
              Все Архиереи старше всех священников. Все священники старше всех диаконов.
              Но тут следует упомянуть и о том понятии слова Хиротесия, какое не раскрыто на соответствующей странице данного сайта (“Что такое Хиротония и что такое Хиротесия”) в связи с тем, что изначально малое количество информации сопряжено с упрощённым её изложением (так называемый “примитивизм”…).
Например, Хиротесия в протодиакона, совершаемая над диаконом, Хиротесия в протоиерея или в архимандрита. Эта Хиротесия не даёт никаких видимых преимуществ. Это только преимущество первого среди равных, а не старшего. Так, например, иерей также имеет право совершения шести Таинств церковных (кроме Таинства Священства), как и протоиерей.

            Упомянем и о различных духовных званиях, относящихся к одной и той же степени Священства “Пресвитер”. Эти звания таковы:
Протопресвитер – это наместник Патриаршего Собора, или старейший клирик Патриаршего Собора.
Протоиерей.
Иерей.
Священники могут быть или не быть монахами.
Иерей в монашестве соответствует иеромонаху.
Протоиерей, не награждённый митрой, в монашестве соответствует игумену.
Протоиерей, награждённый митрой, т.е. митрофорный протоиерей принимает в монашестве соответствует  архимандриту.
Если иеромонах принимает схиму, он становится иеросхимонахом (гораздо реже используется выражение “схииеромонах”, /в духовной литературе гораздо реже, а просторечии – чаще/).
Игумен и архимандрит в схиме будут соответствовать схиигумену и схиархимандриту.
Монашество не влияет на старшинство духовных лиц (если и влияет, то при прочих равных условиях). Однако есть традиция при совершении монашеского пострига понижать священника в звании. Это связано вовсе не с тем, чтобы какое-то более низкое звание при наличии монашества соответствовало бы какому-то более высокому званию при его отсутствии. Когда протоиереи немитрофорные и иеромонахи становятся возле Престола, то протоиереи немитрофорные занимают, конечно, места среди игуменов. Но если какой-нибудь немитрофорный протоиерей примет монашество, то он – есть такая традиция – становится иеромонахом. И теперь уже при соборном служении он не будет занимать место среди игуменов, которое занимал ранее (может быть, даже более почётное, чем некоторые из них). Он займёт место среди иеромонахов, но и над ними он первенствовать не будет, т.к. при постриге – есть такая традиция – с него снимается и наградной четырёхконечный крест. С чем же связана такая традиция? Монаху (особенно только что принявшему постриг) положено смиряться. Вот его и смиряют.

            Теперь о различных званиях степени священства “Диакон”:
Архидиакон – главный диакон при Патриархе (при Первосвятителе) или старейший диакон при монастыре.
Протодиакон – старший диакон при Архиерее, не являющемся Первосвятителем, или старший диакон собора.
Диакон.
Очень своеобразно звучит то духовное звание, которым именуется диакон-монах. Это звание – иеродиакон. Наверное, ничего другого просто невозможно было подобрать, так, чтобы это звучало достаточно благолепно и красиво. Наименование “иеродиакон” вовсе не содержит никакого намёка на то, чтобы диакон-монах был ближе к иерейскому (священническому) служению, чем просто диакон. Если перевести на русский язык первый корень этого слова, не переводя при этом второй, то получится “священнодиакон”. А зачастую на ектение  поминают иереев и диаконов с добавлением слова “священно”: священноиерея Петра, священнодиакона Павла.
           Кстати, если перевести оба корня слова “священнодиакон”, то получится “священнослужитель”… Но это не означает, что все священнослужители являются иеродиаконами. А переведите “священноиерей”, что получится? Но православных никогда не смущала, не смущает и не будет смущать некая кажущаяся несуразица в этих делах. Мы не стремимся детерминировать всё и вся.
Упомянем ещё и о том, что ту часть духовенства, которая имеет монашеский постриг, называют чёрным духовенством, а ту часть духовенства, которая не имеет монашеского пострига, называют белым духовенством.

           Теперь подойдём к рассмотрению иерархии церковнослужителей. Всегда ли Хиротесия даёт преимущество первого среди равных? Не может ли она давать преимущество старшего? Несомненно, хиротонисанный иподиакон наделён совершенно особыми правами по отношению к хиротонисанному чтецу. Прикасаться к пустым (даже и к пустым) сосудам – неужели это малозначимо? Ведь в Сосуды эти помещается Самая Главная Святыня на всей Земле. Что может быть Святее, чем Тело и Кровь Христовы??? К слову сказать, иподиакон (хиротонисанный) может проходить и через Царские Врата. Он может положить митру Архиерея на Престол. Он имеет право причащаться Святых Христовых Таин в Алтаре (хотя его причащает Священник со Лжицы). И все эти преимущества даны ему не через Хиротонию, а через Хиротесию. Как Вы эти преимущества квалифицируете? Автор сайта будет рад услышать альтернативную точку зрения. 
            Еще более интересным вопросом являются те примущества, которые даёт Хиротесия во чтеца. К слову сказать, редактор Microsoft Word не понимает слова Хиротесия, подчеркивая его красной линией. Если читатель думает, что это связано лишь с тем, что я пишу его через одно “с”, то элементарный эксперимент убедит его в обратном. В моём удостоверении о Хиротесии это слова написано с одним “с”. Напомню, что на чтеца надевается короткая фелонь. Напомню, что в его адрес произносятся слова: “Чадо! Первый степень священствка чтеца есть!”. Далее Владыка говорит, что подобает тебе на каждый день Священное Писание прочитовати, и зачем?– “Да вси слушающии, зрящи тя, назидатися имут”. Воздержусь от лишних комментариев для тех, кто совершенно не чувствует церковнославянский язык. Священники, как правило, чувствуют (ну, может быть, один процент там…). Однако некоторые настоятели не считают за грех порицать хиротонисанного чтеца прямо на глазах у рядовых прихожан, и даже новоначальных. Отцы! На Страшный Суд все придём! Там никакая степень Сваященства никого не оправдает…
         Относительно порицания старшего (пусть даже и первого среди равных…) на глазах у младшего (пусть даже и второго среди равных…) мне возразят, что в монастыре можно и диакона, допустившего ошибку в службе, вытолкнуть на коровник прямо через Царские Врата из Алтаря вон. Ну монастырь есть монастырь. Было бы неплохо кое-каким отцам прочитать, что пишет Митрополит Антоний Блюм о младостарчестве. Одним из признаков младостарчества является применение к немонахам тех методов духовного руководства, которые применимы исключительно к монахам. Простите, отцы, за такую дерзость, сделайте мне скидку хотя бы на то, что я достаточное количество лет состою в составе причта и ещё большее количество лет состоял до того в составе православного народа. Наверное, я имею право редактировать сайт Pricht.narod? 
          За три обхода очень тяжело раскрыть все тонкости иерархии служителей церковных. Текст будет непременно продолжен.
          В качестве следующего обхода смотрите ссылку О субординации служителей Церкви при участии в Таинствах.
         Простите, если что не так.
         На этом пока всё. Кому нужно больше подробностей,тот может приступить к работе с поисковыми системами, позаимствовав ключевые слова с этой страницы.

           наверх

 
Форум  Гостевая книга  pricht@narod.ru   Анонимное сообщение
Hosted by uCoz