Капитализм... 
в Церкви


            Ну, пойдёт сейчас критика! Если до того мне только одно обвинение выставляли – примитивизм, то теперь уж навешают на меня всякие “измы”. Но не торопитесь, дорогие отцы, братья и сестры: подумайте, разве альтернативой капитализму является только социализм и коммунизм? И вообще забота о людях – это какой-то “изм”? Не торопитесь, однако, уходить с этой страницы с видом того, что Вам всё понятно: Вам кажется, что Вы уже знаете, что я хочу сказать; мне кажется, что я уже знаю Ваши возражения. Но, может быть, всё гораздо сложнее? Давайте же поговорим обстоятельно.
 

 
Основные ссылки для передвижения по сайту:
Главная страница.
О некоторых отрицательных моментах церковной жизни.
О "церковном" лицемерии.
О конфликтных ситуациях между отдельными чадами Православной Церкви, имеющими разное духовное звание.
 

            Всечестные отцы! Я даю себе отчёт в том, что
1. Сам Господь сказал: “нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда” (Иоанн 12.8), повелевая тем самым заботиться в первую очередь о храме Божием и о его служителях, а во вторую очередь о нищих.
2. Преемниками святых Апостолов в прямом смысле являются те, кто имеет Хиротонию (а не Хиротесию), причём в первую очередь во Епископа и во пресвитера, а во вторую очередь во Диакона. Те же, кто имеет Хиротесию, несут в Церкви вспомогательное служение.
3. Лица, не имеющие Хиротонии, должны оказывать должное почтение к тем, кто её имеет. Причём лица, имеющие Хиротесию, должны в этом плане являть пример такого почтения. 
            Эти пункты я перечислил специально для того, чтобы показать, что мне известны все грубые стандартные возражения “капиталистических” батюшек, когда им говорят, что капитализм в Церкви – явление крайне уродливое.

* * *

            А теперь как бы отвлечёмся несколько от темы и прочитаем совсем небольшой рассказ: 

Церковный сторож

            Жил-был один церковный сторож. Сторож был пенсионер. Получал он пенсию от “собеса”, а в Церкви у него была символическая зарплата 15 рублей. Времена были брежневские, хлебушек стоил по 14 и по 16 копеечек, и на пенсию+“зарплату”
можно было себе жить-поживать. 
            Собор, который сторожил этот сторож, был богатейший, красивейший. [Автор сайта видел этот Собор]. Кто знает, по гордости ли по смирению, а, может быть и просто по собственному нежеланию или по “отсутствию” денег в казне он такую “зарплату” получал, но жил старик не хуже других советских пенсионеров. Жил и служил верой-правдой своему родному Собору. 
            Но вот однажды приходит старик в “собес”, а в “собесе” ему говорят: “Поскольку Вы работали столько-то лет в религиозной организации, то Вы не имели права в течение этого периода получать все 100% Вашей пенсии. А раз Вы её всё равно получали, то мы определённую сумму с Вас удержим”. Плохо пришлось старику. Сумма, подлежащая удержанию, превышала сумму, заработанную им в Соборе. 
            Схватил старика инфаркт, и он умер.

______________________

            Вот такая вот капиталистическая история в эпоху “развитого социализма”. Началась эта история тогда, когда у нас был социализм в стране “построен полностью и окончательно”, а печально закончилась в период “перестройки”. 
            К тому моменту уже стала затыкать свою безумную, бесчестную и бессовестную глотку антирелигиозная пропаганда. И всё же ведущий радиопередачи “Встреча с песней”, комментируя письмо внука покойного, не сдержал своего удивления по поводу всего происшедшего. И в тот момент, когда уже была поставлена кассета по просьбе скорбящего, когда вступил уже аккомпанемент и готовился вступить певец-исполнитель (а исполнение было подобрано ну просто исключительное; не помню, что там была за песня, может быть, сама песня даже такого потрясающего исполнения и не стоила, но как он пел!!! у меня в памяти только это общее впечатление осталось), ведущий произнёс примерно следующее: “Мы давно привыкли к бюрократизму наших чиновников, но неужели администрация Собора не могла позаботиться о своём работнике?” 
            Да, такие грустные истории запоминаются на всю жизнь. И всё же, где мы должны искать утешение? Во “встрече с песней”, или для нас встреча с Господом Богом значительно важнее? Зачем же мы тогда молимся: “Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины…”? Но попробуйте утешить страждущего путём теоретических построений! 
            И всё же некоторую теоретизацию я себе сейчас позволю.
            По каким причинам администрация Собора не помогла дедушке (а может быть она и готова была помочь, но он уже не смог воспользоваться этой помощью)?
Предлагаю следующие версии:
1. Дедушка был сражён наповал не просто бюрократизмом чиновников собеса, их наглостью и подлостью и не успел дойти до Собора.
2. Дедушка накануне “известия” от собеса поссорился с администрацией Собора и постеснялся обратиться за помощью.
3. Дедушка обратился к своей администрации, но ему ответили, что денег… нет (в богатейшем Соборе).
             Что было на самом деле, об этом мы узнаем в конце веков, на Страшном Судище Христовом. Может быть, окажется, что было нечто четвёртое. Но как знать… А если окажется, что верен второй или третий вариант (кстати, я сейчас пытаюсь вспомнить, это письмо, которое несколько лет тому назад услышал по радио: было ли там сказано хоть что-нибудь о помощи сторожу или его семье со стороны Собора; ну и корявая же у меня память!)? Что тут скажешь? Да только одно: “Если бы не благодать Божия, то Церковь наша стала бы вертепом разбойников, и разбойников страшных”.
            А теперь разрешите для “утешения страждущих” привести ещё один рассказ, который ещё ярче проиллюстрирует названную формулу. 

Добрый батюшка

            Жил-был один батюшка и служил он в хорошем, богатом Соборе. Были у него там богатые духовные чада. Однажды эти духовные чада заказали ему отслужить молебен. Оплатили они, как положено, этот молебен в церковной кассе, и стали они ждать, пока духовный отец-то выйдет, да и молебен-то им отслужит. Ждали-то они ждали, но вот не выходил к ним духовный отец, да не выходил.
             А тут, откуда не возьмись, появляется перед ними другой священник из этого же Собора. Подходят “чада” к нему и давай его упрашивать: “Батюшка, отслужите нам молебен, мы тут отца такого-то ждём, а он всё не выходит, да не выходит”. Кто знает, по гордости ли по смирению, а, может быть, и просто по нежеланию противостоять настойчивым просьбам прихожан или ещё по каким-то другим причинам согласился он отслужить молебен. Отслужил батюшка молебен и возвратился он в Алтарь.
             Только возвратился батюшка в Алтарь, как откуда не возьмись, появляется перед ним духовный отец этих самых богатых духовных чад. И тут уж такое произошло: что не в сказке сказать, ни пером описать…[В Интернете это описывать можно, т.к. пользователи Интернета– люди достаточно грамотные, они понимают, что святость Церкви не предполагает святость отдельных её служителей. Не спешите только уходить с этой страницы – дело хорошо закончилось].
    – Ты почему вместо меня отслужил этот молебен? Они же мне после молебна всегда ещё в руки что-нибудь дают! 
    – А откуда же я знал, что ты так скоро придёшь, а они там стояли, ждали…
             Тогда отец духовник схватил своего сотаинника и потащил в пономарку. А там в пономарке стояла печь. Открыл отец духовник дверцу печи и давай своего сотаинника головой туда запихивать. А тот кричит, сопротивляется, руками упёрся в стенку печи, а стенка горячая, рукам больно. 
             Короче, жизнь священника спас один старый прихожанин, член двадцатки, который, услышав крики, поспешил на помощь. Он просто зашёл в пономарку и задал вопрос типа того, что: “Отцы! Что вы тут делаете?”. Ну и тут добрый отец духовник вынужден был отпустить своего сотаинника и стал в своё оправдание какую-то чушь плести (типа того, что дескать я шёл туда-то, хотел сделать то-то, смотрел влево, а отец такой-то оказался справа; да мало ли что он мог тут же начать придумывать – батюшки это хорошо умеют, только не будем судить…). 
             Судить-то не будем, но критика сейчас пойдёт. И, наверное, кроме примитивизма, социализма и коммунизма, мне ещё обвинение в нехорошем юморе предъявят (на последнее сразу отвечу: от такого “юмора” меня просто тошнит; в приведённом выше рассказе, по-моему, не до смеха). 
             Однако же для того, чтобы дать критике разгуляться вдоволь, надо предложить читателю и третий рассказ:

Встреча двух выпускников-семинаристов

             Жили-были два семинариста и учились они в разных классах Духовной Семинарии. Учились они независимо друг от друга и так особо ни о чём таком не разговаривали. Но вот, прошло время, и закончили они Семинарию (в разные годы: сначала один, а потом, через год или два, другой). Прошло ещё некоторое количество лет, и вдруг они встретились. Встретились они и разговорились. И вот, во время этого разговора один из них спросил другого: “Чем занимаешься?”. Тогда тот, кого спросили, тому, кто спросил, шепнул на ухо (чтобы никто из окружающих не услышал такой разговор двух семинаристов, да во осуждение не впал) одно очень простое слово: “Бизнесом!”. А потом ещё и прокомментировал: “Из нашего класса среди тех, кто к моменту окончания Семинарии не принял священный сан, только пять человек остались подвизаться в Церкви, а остальные ушли в мир сей”. На этом, как говорится, и сказки конец.

Комментарий к рассказу “Встреча двух выпускников-семинаристов”

___________

              Пока ограничимся раскрытием этой темы на притчах. Потом будем разъяснять.
наверх
 
 

 
Напишите мне
Hosted by uCoz