О десятине лучше всего рассказывает протоиерей Олег Стеняев на радиостанции “Радонеж”. Лично я люблю слушать отца Олега. Только, на мой взгляд, в изложении данного вопроса ему не хватает одного: да, действительно священник должен питаться “от благовествования”, но в таком же положении находятся и младшие клирики. Уродливая практика, когда батюшка питается не за счёт десятины, а вместо этого получает зарплату, как и гражданский человек? Да, уродливая! Но кто замолвит словечко о псаломщиках (особенно о тех, которые являются хиротонисанными чтецами)? Ведь они так же должны питаться за счёт Церковной казны. Причём те, кто распоряжаются Церковной казной, не имеют право оставлять младших клириков погибать от нужды. “Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребнаго: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, яко убивый брата своего”(59-ое Апостольское правило). К сожалению, у нас очень многие выпускники Духовных Семинарий идут на гражданскую работу по причине того, что принять Хиротонию они пока ещё не решаются, а служить чтецами и получать символическую зарплату для них означает, извините, умереть от голода или быть выселенными из квартиры. А ведь они– не будем забывать– не просто клирики, а клирики, имеющие посвящение от Архиерея, т.к. над ними в последнем классе Семинарии была совершена Хиротесия во чтеца. |
||
Вернуться к тексту "Причт и народ - их взаимные обязанности" | ||
Вернуться к тексту "Капитализм... в Церкви" | ||
Об этом 59-ом правиле традиционно принято забывать. С правилом 56-ым дело обстоит иначе, но об этом– потом… Не все выпускники Духовных Семинарий по той или иной причине готовы сразу же принимать Хиротонию. В чём причина– об этом так же потом поговорим. Но жить-то выпускникам Семинарий как-то надо. Совсем не все являются “богатыми Буратинами”, не все являются детьми обеспеченных родителей, каковыми их кое-кто считает. Что делать? Куда идти? Принимать Хиротонию прежде, чем душа почувствует этот непреодолимый зов Божий? Опасно!!! Да и нельзя! Это то же самое, что раздеться и прыгнуть в огонь. Может быть, пойти попытаться устроиться чтецом в Собор? Не возьмут! В Соборе своя братия. Туда берёт сам отец настоятель (или отец наместник, если должность его так называется), причём берёт того, кого сам лично знает. Идти в маленький храм? Но там очень мало платят чтецу. А цены у нас в России большие, сами знаете! Так что же делать? Некоторые решают этот вопрос для себя так: “Пойду-ка я на «гражданку»”. Вот так вот! А хорошо ли это? Читатель с медицинским образованием, наверное, заподозрил автора в сумасшествии, т.к. в тексте очень много восклицательных и вопросительных знаков. Но тут по неволе будешь с ума сходить, видя такое безобразие перед собой. Года два тому назад я встретил одного своего бывшего семинарского знакомого, который заканчивал Семинарию на год или на два года позже меня. Я разговорился с ним и, между прочим, спросил: ”Чем занимаешься?”. Тогда он, чтобы никто рядом не слышал такой разговор двух выпускников-семинаристов, сказал мне на ухо: ”Бизнесом!”. А потом он мне тихонько сказал, что среди из его выпуска, кто до окончания Семинарии не принял Хиротонию, остались подвизаться в Церкви только пять человек, а остальные ушли на «гражданку». Хорошо ли это? Кто будет отвечать перед Богом за такое явление? Не те ли, кто распоряжается Церковной казной, и для кого написано 59-ое Апостольское правило? Разрешите обратить внимание читателя на следующие моменты: 1. Существуют такие прихожане (не на всех приходах, к сожалению), которые интуитивно чувствуют, что материальное положение низших членов клира не украшает Церковь. Эти прихожане по собственной инициативе берут на себя то, что должен брать на себя настоятель. Они не из Церковной казны, а из своего кармана помогают псаломщику. Но таковые прихожане часто сами оказываются из числа нуждающихся… 2. Очень часто на приходах, даже на самых маленьких (за исключением, конечно, “виртуальных” приходов, существующих только в документальном виде) деньги на поддержку хиротонисанного чтеца есть, но зарплату ему выдают самую маленькую, меньше, чем уборщице. 3. Вышеупомянутое правило предписывает помогать нуждающимся клирикам не из числа собственных средств настоятеля, а из Церковной казны. Это очень важно. Помните, как Господь сказал, что нищих всегда имеете пред собой, и когда хотите, можете им помогать? “Люди достаточно грамотные”, по выражению моего критика, знают и без меня, как это толкуется. Здесь речь идёт о том, что нельзя смешивать простую благотворительность с той жертвой, которую мы приносим непосредственно Богу. Давайте вспомним контекст. “Нищих всегда имеете”, а дальше как сказано? “А Меня не всегда”. Именно поэтому следует разделять то, что мы даём Богу, и то, что мы даём нищим. Второе важно, т.к. в образе нищего принимает милостыню Сам Господь, нас ради обнищавший. Но первое ещё важнее. Так вот: раз мы знаем с Вами из толкований на Церковные Каноны, что помогать нуждающемуся клирику настоятель должен не из собственного кармана, а из Церковной казны, то, в свете всего вышесказанного можно сделать вывод только о большой важности такой помощи. 4. Отцы Всечестные! Простите меня, недостойного чтеца, но скажите честно: “Вам не приходилось проявлять капиталистического отношения к тому хиротонисанному чтецу, который хотел устроиться псаломщиком на Ваш приход?”. Он спрашивает: “А сколько мне, батюшка, платить будете?”, Вы ему встречный вопрос: “А сколько ты получал на предыдущей работе?”. Извините, так рассуждать имеют право только бизнесмены, у которых человек– это средство, а деньги– это цель. Перечитайте, отцы Всечестные, пункт 3. настоящей странички и правило Апостольское №59. Перечитайте и подумайте над тем, что нельзя обижать хиротонисанных чтецов. Простите ещё раз меня грешного, если я навожу на ВАС “тоску”, если я пишу “маловато” и подаю информацию “весьма примитивно”, как замечают это мои критики. Простите! Я ВАМ только добра желаю и спасения души! Но если хотите, чтобы не так тоскливо было, то вот ВАМ не только непримитивно, но даже, может быть, повеселее станет: вспомните, пожалуйста, две последние строки, которыми заканчивается “Сказка о попе и его работнике балде”. Ведь пользователи Интернета – люди достаточно грамотные. |
||