Приходские интриги


 

Основные ссылки для передвижения по моему сайту находятся ниже.
Главная страница.
О некоторых  отрицательных моментах церковной жизни.

О конфликтных ситуациях между чадами Православной Церкви, имеющими разное духовное звание.


 


          Приходские интриги – это явление нецерковное, паразитирующее на теле Церкви. Это – абсурд, это – какое-то недоразумение…
          Как может воцерковлённый (или считающий себя воцерковлённым) человек плести какие-то интриги, делать кому-то какие-то пакости из под тишка?
          Пакость не есть добродетель. Более того, пакость, сделанная под видом добра и обставленная так, что ни сам пострадавший, не может доказать, что ему была сделана пакость, ни окружающие не могут в достаточной степени уразуметь, что же на самом деле произошло, есть, наверное, тем большее зло в очах Божиих, чем светлее и “святее” мы её выставляем в очах окружающих…
          Ещё и ещё раз прошу извинения за примитивизм у моих читателей, а у тех, кто имеет литературное образование, прошу извинения за повторение в контексте одних и тех же слов и вообще за неуклюжесть слога.
          Когда начинаешь рассуждать или писать о таком явлении, как приходские интриги, одолевает чувство какой-то скользкой, слизкой гадливости… И до того это мерзко, до того ужасно, до того противно, что не знаешь, с чего и как начать повествование. Да и было бы, о чём повествовать!
          Нет, нет – я не потому говорю “да и было бы, о чём повествовать!”, что не могу привести примеров таких интриг – ооооооооооооооооооооо……. … Ну сам же я церковнослужитель! Но я принципиально не намерен тратить своё и Ваше время, дорогие читатели, на перечисление примеров. Давайте с Вами попытаемся сделать несколько обобщений.

О придирках

          Двигателем большинства приходских интриг являются придирки. Нужно кому-то добиться какой-то цели. На пути к достижению этой цели стоит такой-то. Нужно найти “достойный повод” к тому, чтобы того, кто мешает на пути отстранить от занимаемой должности (от возложенного на него ответственного послушания, от участия в таком-то деле и т.д.). Запускается следующий механизм:
1.    Ведётся наблюдение за тем, кто мешает. Т.к. всякий человек непременно грешен в чём-нибудь, то всегда можно уловить такой момент, когда тот, кто мешает, споткнётся и согрешит в чём-то.
2.    К этому моменту цепляемся и начинаем доносить настоятелю (или другому лицу, власть имущему), что вот такой-то в том-то согрешает! Ах, он такой сякой!
          Ну а далее все просто и, если хотите, весьма примитивно:
          Отец настоятель (или другое лицо, власть имущее) выслушивает все клеветы (я подчёркиваю, что это все верно говорится, но это является клеветой, хотя чисто внешне справедливо… ) на данного человека и отстраняет его от должности (освобождает от ответственного послушания, от участия в каком-то важном деле и т.д.).
          Простите, пожалуйста, дорогие читатели, что я об этом пишу… Примитивно! Да, примитивно, и даже весьма примитивно! Но сейчас будет очень большая тоска для отцов…

О тех, кто благословляет на придирки

          Всечестные отцы! Низко кланяюсь ВАМ, т.к. я почитаю священный сан. Весьма почитаю… Я не гнушаюсь благословением даже того священника, который 5 секунд тому назад выругался нецензурно и дыхнул на меня перегаром табака! До тех пор, пока с Вас не снят сан, Вы – священник, и я не имею право к Вам непочтительно относиться и пренебрегать Вашим благословением! Всё это так, но и Вы тоже не забывайте, что тем больше Вы будете наказаны от Господа на Страшном Суде, чем больше Вы позволяли себе здесь на земле злоупотреблять вашей духовной властью…
          Зачем я всё это пишу? Я – недостойный чтец, – который обязан подчинятся во всём ВАМ?
          А просто надоели мне некоторые безобразия со стороны некоторых иереев…Я пишу о совершенно конкретных безобразиях, только я не собираюсь называть конкретных имён.
          И вот одно конкретное безобразие:
          Священник, настоятель прихода, хочет уволить непонравившегося ему человека. Но как это сделать?
Сказать просто какой-нибудь уборщице или свечнице бабке Миланье, что ты мне, дескать, не нравишься, он не хочет, чтобы не подорвать свой пастырский авторитет. Но есть в его подчинении одна такая бабка Пульхерья, которая с бабкой Миланей не во всём уживается. Тогда Вы подходите к Пульхерии (один на один, разумеется!) и начинаете с ней разговор примерно так:
–    Ну что, мать Пульхерия, как дела, как здоровье?
–    Да вот, батюшка, Вашими Святыми молитвами, потихонечку, помаленечку…
–    А как матушка Милания себя чувствует?
–    Да вот тоже, батюшка, Вашими молитвами…
–    А как она работает, как послушание своё исполняет?
–    Да, слава Богу, батюшка, хорошо исполняет…
–    А вот она, конечно, молодец, да всё у неё хорошо, но вот у неё то не так, да и то не так, да и это не так…
–    Да, да, батюшка, она хорошая, конечно, но вот у неё и это не так, да и это не так…
[ – А ты, Пульхерия, последи за ней, пожалуйста, и всё, что не так, ты мне всё об этом докладывай!
  – Хорошо, батюшка, хорошо!]
          Насчёт последних двух пунктов я, конечно, слегка утрирую, но механизм сбора отрицательной информации уже запущен, так что последние две реплики описанного диалога вовсе необязательны: они пригодятся или не пригодятся Вам, в зависимости от того, насколько тот, с кем Вы беседуете, действительно окажется способен к такому открытому “святому” (или слегка прикрытому, но тоже “святому”) стукачеству.
          Действуя примерно таким или, в силу Вашего интеллекта(!), ещё более изощрённым методом, Вы набираете достаточно много материала для того, чтобы перед всеми обосновать необходимость увольнения ненавистной Вам Милании, и не просто обосновать, но сделать всё чисто и законно! Вы повернёте все события так, что никто о Вас и не подумает ничего плохого! А кто может что-нибудь подумать? Ведь у бабки Миланьи есть
реальные грехи! Все прихожане, собравшись вместе, выпрут Вашу бабку Миланью, и никому она пожаловаться уже не сможет…

Гнуснейшая ложь под видом истины

            После того, как Вы ни за что ни про что выставили человека на улицу (см. предыдущий пример ), Ваша пастырская совесть не будет Вас укорять: ведь Вы её выгнали за реальные грехи, которые она реально совершила. На самом деле, всё обстоит, как говориться, “весьма примитивно”: просто реальные грехи бабки Миланьи – это повод, а желание уволить её – это причина! И Вы это где-то в глубине души сами осознаёте, но задавливаете чувство вины силой Вашего интеллекта,– вот и всё!
                Вы, простите, сами прекрасно понимаете, что каждый человек грешен!
И если начать копать любого человека (абсолютно любого!), то можно всегда найти повод к тому, чтобы освободить его от занимаемой должности, снять с него ответственное послушание, отстранить его от участия в каком-то очень важном деле и т.д. Было бы только желание, а как сплести интригу, кое-кто с рожками и с хвостиком Вам уже сам подскажет.
            Помните только одно: безгрешных людей нет. Но помните лучше не с той точки зрения, чтобы этот факт брать себе на вооружение, цепляться к грехам Ваших подчинённых и направо-налево делать с ними всё, что хочется… Лучше бы на эту формулу “безгрешных людей нет” посмотреть с другой стороны: ведь и Вы, батюшка, извините, пожалуйста, – тоже человек! Со всеми вытекающими отсюда последствиями! Значит, и против Вас кто-то сможет сплести ту или иную интригу! Но Вы, конечно, включите все Ваши защитные механизмы, используете все Богом данные Вам способности (в частности, интеллект …), задействуете все связи, чтобы только выйти победителем из этой заварушки. Кстати, может быть, и выйдете, здесь выйдете, но как Господь встретит Вас ТАМ? Не скажет ли Господь: “Вот ты на земле выгнал того-то и того-то, используя букву закона, придравшись к таким-то их грехам, вот и Я тебя вгоню здесь, на небе, тоже используя букву Закона, придравшись к твоим таким-то грехам!”

Что является придирками, а что не является?


               Я думаю, что все кто меня сейчас читает, должны понять, что я не призываю власть имущих не пользоваться своей властью против тех, кто согрешил перед законом! Нет, не призываю! Я призываю к тому, чтобы не вертеть законом в своих каких-то целях, чтобы не подменять истинную причину ложным поводом!
               Когда Вы делаете замечание матушке Милании, посмотрите на то, какое чувство Вами движет: желание привести её к покаянию осознанию своего недостоинства и к смирению перед Богом, забота о спасении её души или, наоборот, стремление унизить её человеческое достоинство, смирить её не перед Богом, а лично перед собой, забота о том, чтобы поскорее выжить её с прихода? Какую цель Вы ставите: чтобы она (Милания) поскорее исправилась и начала всё делать богоугодно, или ту цель, чтобы она подала Вам какой-то ещё другой повод для Вашего “праведного” гнева, чтобы можно было её оскорбить ещё и ещё раз? Как Вы это делаете: с любовью по Бозе, или с ненавистью по…
               Наконец, когда Вы эту бабку Миланью изгоняете с прихода, спросите себя, почему Вы её изгоняете? Действительно её недостатки вызывают у Вас чувство негодования, или вызывает чувство негодования Миланья сама по себе? Сравните, пожалуйста, две очень похожие схемы:

               Схема образа действий настоятеля-придиры:

               Ненавижу бабку Миланью - Ищу, какие у неё есть недостатки - Собираю на неё жалобы - Оглашаю перед всем народом жалобы на Миланью и вызываю у всех негодование на Миланью - Выгоняю Миланью с прихода.

               Схема образа действий справедливого настоятеля:

               Люблю бабку Миланью христианской любовью - Вижу отдельные её недостатки, пытаюсь помочь ей исправиться - Слышу жалобы на неё от людей, вижу, что она не исправляется - Спрашиваю мнение народа, как можно исправить бабку Миланью, но все говорят, что её исправить уже невозможно - Вынужден изгнать Миланью с прихода.

Связь между приходскими интригами и… умением вести диспут

               “Да какая тут может быть связь, что за глупость, что за несоответствие одного другому, что, в конце концов, за бред какой?” – скажут те, кто смотрит на всё, что я ни сделаю на сайте, сквозь призму примитивизма (ведь обвинение в оном с меня до сих пор не снято ни одним читателем!!!); скажут Отцы, для которых всё это – “тоска!”; скажут заслуженные доктора наук, желающие в каждом православном сайте видеть законченные исследования, проведённые на высочайшем профессиональном уровне…
              Остановитесь, господа! Я Вас очень прошу послушать мои достаточно скромные рассуждения, какими бы простецкими он не казались.
             Подумайте, что представляют собой приходские интриги с духовной точки зрения? Ложь! Но ложь, конечно, не такая, не наглая и циничная, а очень тонко выдающая себя за истину…
             А что представляет собой диспут с духовной точки зрения? Ложь! Но ложь, конечно, не такая, не наглая и циничная, а очень тонко выдающая себя за истину…
              Жаль, что я ещё не успел написать отдельную страничку, посвящённую умению вести диспут! Всё, конечно, ещё впереди. Скажу только одно: лично я считаю искусство вести диспут самым… нечестным, самым грязным искусством. Посудите сами: тот, кто этим искусством владеет, неважно как, – вследствие профессиональной выучки, или “от природы” (причём здесь “от природы” не следует читать “от Бога”, извините, пожалуйста!) – тот может доказать кому угодно, когда угодно и что угодно. Вот и подумайте. Но прежде, чем поставить точку в этом вопросе, разрешите мне, пожалуйста, напомнить о том, что и в процессе интригоплетения, и в процессе “вывертывания” из под сплетённых интриг это чёрное искусство используется очень широко.

В дополнение к сказанному

               Вы заметили, что я пишу о тех интригах, которые непременно связаны с придирками. А существуют ли другие виды интриг? Да, непременно! Так, например, я знаю одного церковного молодого человека, который в своём храме сам себя уверенно и быстро назначает на любую должность, отпихивая в сторону того, кто её до того занимал...
              А существуют ли придирки без интриг? И, кстати, из моего рассказа напрашивается вывод о том, что за придирками к каким-то чьим-то ошибкам, которые непременно у всех бывают (у всех без исключения!), непременно следует донесение сведений до власть имущего... А существуют ли придирки без стукачества? Да, непременно! Так, некоторые лица, имеющие духовную власть, – простите, пожалуйста! – находят лучший способ для применения этой духовной власти в том, чтобы пинать своих подчинённых за каждую мелочь, что является самым обыкновенным и примитивным самодурством. Понятно, что для осуществления такого самодурства ни интриги, ни "святое" стукачество просто не нужны, но придирки здесь используются просто потрясающе!
             Кое-кто из читателей в защиту "святого" самодура скажет: "Так ведь он же воспитывает смирение у своих подчинённых!" Смирение? Но перед кем смирение? Перед собой, перед маленьким папой римским? Всечестные отцы (я не ко всем отцам, конечно, здесь обращаюсь, а только к некоторым...), если ВЫ желаете пасти стадо, не подавая пример стаду, а господствуя над наследием Божиим, то ВАМ следует поехать в ближайший монастырь и начать там смирять послушников и монахов.

Ответ критикам

                  Заранее благодарю всех, кто выступит с критикой! Хотелось бы, конечно, чтобы критика содержала не эмоции, а конкретные мысли, изложенные чётко и честно. Главное – честно. Почему честно? Что за такое странное понятие “честность в мыслях”? Когда у меня будет страничка, посвящённая критике искусства вести спор, я подробно объясню, какой смысл я вкладываю в это понятие.
                  Только не надо меня обвинять, пожалуйста, в непочтении к священному сану. Извините, я его очень почитаю!
                    Просите, если что здесь не так: я стремился к тому, чтобы принести пользу людям. И, кстати , в том числе и людям в этом высоком сане, в том числе и тем из них, кто меня всячески пытался втаптывать в грязь по поводу и без повода. Конкретных имён я называть не буду, но, может быть, эти иереи зайдут ко мне на сайт и что-нибудь поймут, если, конечно, будет на то воля Божия.
             Извините, но я не сторонник того, чтобы почтение к священному сану переходило в подхалимаж. Кроме того, учтите и тот факт, что мы здесь находимся в узком кругу пользователей Интернета – людей достаточно грамотных, мыслящих и способных понять, что к чему. Грамотным людям об отрицательных моментах приходской жизни рассказывать можно и нужно: они делают правильные выводы, и отрицательных сторон от этого становится меньше.



наверх

 
 Форум   Гостевая книга  pricht@narod.ru  Анонимное сообщение
Hosted by uCoz